iphone monitoring app spy gps phone tracker app click the following article link tips on catching a cheating spouse
 
    
Главная
Текущий номер
Наши новости
Конференции
Юбилеи и даты
Гостевая книга
Фотогалерея
Сайт КГПУ им. В.П.Астафьева
Программы обучения
Как часто вы посещаете наш сайт?

 
РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
 
УДК 376.4
РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Т.А. Иванина


Развитие психомоторики и сенсорных процессов у детей с интеллектуальной недостаточностью является важной задачей специальной (коррекционной) школы 8 вида, т.к. способствует коррекции недостатков физического и психического развития данной категории детей.

Сенсорное развитие ребёнка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как обеспечивает получение отчётливых представлений об окружающем, с другой – составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.

Сенсорное развитие ребёнка очень тесно связано с развитием у него моторных умений и навыков. Чтобы познать какой-либо предмет, ребёнку нужно произвести ряд целенаправленных действий: сжать, покатать, погладить, провести пальчиком по контуру, то есть использовать сенсомоторные движения. Формирующийся образ предмета или понятия складывается на основе комплекса тактильных, зрительных, кинетических и кинестетических ощущений и др., который и называют сенсомоторным.

У многих детей с интеллектуальными нарушениями отмечается недостаточность двигательных навыков: 1)скованность, плохая координация, неполный объём движений, нарушение их произвольности; 2)недоразвитие (грубое нарушение) мелкой моторики и зрительной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, отрицательно сказывается на развитии познавательной деятельности ребёнка.

Поэтому в содержание программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов должно входить не только формирование восприятия цвета, формы, величины и пространственных отношений между предметами, развитие мышечного чувства, но и развитие мелкой пальцевой моторики, статической и динамической координации движений пальцев рук, развитие ритмической организации и переключаемости движений рук, а также формирование общей моторной координации ребёнка. Восприятие, как своеобразное действие, направленное на обследование предмета и вычленение его особенностей, требует овладения ребёнком общественным сенсорным опытом, накопленным человечеством в процессе многовековой практики трудовой деятельности, речевого общения, художественного творчества. Всё это не дано ребёнку от рождения и требует специально организованного воспитания.

Цель занятий, проводимых в рамках данной программы – коррекция и развитие сенсорно-перцептивных процессов и психомоторных умений и навыков младших школьников с нарушением интеллекта.

Основные задачи программы:
- систематическое и целенаправленное формирование сенсорных эталонов  величины, формы, цвета предметов, их положения в пространстве;
- развитие мелкой пальцевой моторики, целенаправленных движений (точных координированных движений кисти руки и пальцев), развитие статической и динамической координации движений пальцев рук, ритмической организации и переключаемости движений рук;
- формирование общей моторной координации ребёнка;
- содействие развитию у учащихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- обогащение представлений детей об окружающих предметах и явлениях;
- развитие умений и навыков выделять признаки предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, анализа;
- воспитание у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Сенсорное воспитание предполагает обогащение чувственного опыта ребёнка через совершенствование работы всех видов анализаторов: слухового, зрительного, тактильно-двигательного, обонятельного, осязательного, вкусового. Поэтому программа включает в себя следующие основные разделы:
-зрительное восприятие;
-тактильно-двигательное восприятие;
-слуховое восприятие;
-восприятие пространственно-временных отношений;
-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
-развитие межанализаторных взаимодействий;
-развитие мелкой пальцевой и общей моторики, графомоторных навыков.

Программный материал
Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объёма информации. В каждом разделе программы представлены основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе занятий по развитию сенсорных и психомоторных процессов.

Методы и приёмы работы
Характеризуя методы и приёмы работы, необходимо отметить, что обучение должно носить наглядно действенный характер. При этом взрослый на первом этапе проявляет максимальную активность, демонстрируя ребёнку игрушки и пособия, показывая способ действия с ними, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Затем действия осуществляются совместно. В данном случае речь взрослого выполняет контролирующую функцию: педагог постоянно напоминает ребёнку цель работы и способы её выполнения, чтобы предотвратить соскальзывание на неверный способ выполнения, а также избежать ситуаций неудач. Переход от фронтальной формы работы к самостоятельной даёт возможность учителю видеть, кто из детей не усвоил материал, и помочь в его усвоении.

Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть учащиеся:
1.    Действия идентификации, т.е установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.
2.    Действия по соотнесению предмета с эталоном.
3.    Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.

Примерная структура занятия:
1.Организационный момент.
2.Повторение (закрепление) ранее изученного.
3.Основная часть, построенная в игровой, занимательной форме с учётом принципа повышения мотивации ребёнка к деятельности.
4.Закрепление (задания на развитие потенциальных способностей ребёнка).

Методические рекомендации по использованию программного материала в работе с детьми, имеющими умеренную степень интеллектуальных нарушений
В последнее время в специальных (коррекционных) школах VIII вида становится всё больше детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений. Однако у данной категории детей формирование психомоторных и сенсорных навыков происходит значительно медленнее. Для них характерны следующие особенности сенсорного и психомоторного развития: затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев (дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застёгивать пуговицы), часто не соизмеряют усилий, действуя с предметами (они либо не прилагают достаточных усилий и роняют их, либо слишком сильно сжимают, давят на них). Также для этих детей характерно поверхностное восприятие предмета, они не анализируют воспринимаемого, не сравнивают с другим. Это проявляется в той разнице, которая обнаруживается между восприятием простого материала и материала, несколько усложнённого. При необходимости воспринять новый предмет, отличить его от других и тем более использовать его новые свойства ребёнок не прибегает к ориентировочным действиям, не производит обследования предмета. Отсутствие целенаправленных приёмов – анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий – приводит к тому, что их деятельность приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.

При работе с детьми, имеющими умеренную умственную отсталость, целесообразно в начале каждого года обучения вводить пропедевтический период, длительность которого может варьироваться от 2 до 3 месяцев. Большое внимание на занятиях следует уделять развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у данной категории детей в силу специфических особенностей развития их психомоторики, о которых мы говорили выше. В отличие от детей с лёгкой степенью нарушения интеллекта, для детей с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности необходимо более детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, и лишь затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

В связи с перечисленными выше особенностями интеллектуального развития детей с умеренной умственной отсталостью процесс усвоения ими программного материала затруднён и растянут во времени (т.е. значительно снижен темп усвоения материала). Поэтому распределение часов по темам в группах детей с умеренной степенью интеллектуальных нарушений проводится педагогом исходя из особенностей развития детей.

Для детей с лёгкой степенью интеллектуальных нарушений программа рассчитана на учащихся 1–4 классов, по одному занятию в неделю. Для детей с умеренной степенью нарушения интеллекта – на учащихся1–7 классов (в 1–4 классах по два занятия в неделю, в 5–7 классах по одному занятию). Длительность занятия 40 минут. Все занятия проводятся с подгруппами в 3-6 детей, что дает учителю возможность работать с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребёнка по различным видам развивающих заданий.
При поступлении ребёнка в школу учитель-дефектолог (педагог по развитию сенсорных и психомоторных процессов) проводит первичную диагностику с целью выявления уровня сформированности сенсомоторных умений и навыков. Динамика развития отмечается в общей сводной таблице в конце каждого года обучения. В данной таблице расписаны умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся согласно программы.

1 класс

Тема
К/ч
Программное содержание
Приёмы
Дидактический материал
Словарь
1-2.
Диагностические занятия
2
Выявление уровня развития сенсорных и психомоторных процессов
     
3-10.
Мелкая моторика
1
Развитие мелкой моторики, определение ведущей руки
Сортировка мелких предметов. Перебирание фасоли и гороха. Сортировка пуговиц 2-3 размеров Пуговицы разного размера, крупа гороха и фасоли Перебирание, сортировка
1 Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук Нанизывание бусин на стержень, на шнур (от большого к маленькому, от маленького к большому; чередование цветных бусин в заданном порядке) Стержень, шнур, крупные бусины разного цвета; бусины разного размера Нанизывание, бусины
2 Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук Упражнения по самообслуживанию: -застёгивание пуговиц (больших, маленьких), кнопок; -шнуровка одежды, обуви Рамки с застёжками Рамки с двумя видами шнуровки, деревянный следок для шнуровки Расстёгивание, застёгивание Шнуровка
1
Развитие умения совмещать предмет с отверстием, действовать целенаправленно ведущей рукой Заполнение отверстий втулками Почтовый ящик, доски Сегена Отверстие
1
Развитие соотносящих движений Складывание кубиков в закрывающуюся коробку Коробка, кубики разной величины Кубик, коробка
1
Выработка умения бросать предметы разными способами (отработка разных типов бросков) Бросание мелких предметов в отверстие   Бросок, отверстие
1
Развитие графомоторных навыков, тонких движений рук Обведение по контуру. Штриховка в разных направлениях, с различной силой движения руки; штриховка различными видами линий ГФ (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) для обведения контура. Образцы штриховки Штриховать
11-15. Форма 1
Формирование навыков зрительного и тактильного обследования геометрических тел двумя руками. Рассматривание, запоминание и называние геометрических тел. Последовательное восприятие геометрических тел двумя руками Набор геометрических тел одного цвета и размера Шар, кубик, крыша (призма), брус
1
Развитие умения воспринимать плоскостное изображение геометрических тел. Соотнесение геометрического тела и его изображения. Обводка на бумаге геометрических тел. Набор геометрических тел и соответствующих рисунков Шар, кубик, крыша (призма), брус
1
Формирование у детей сенсорных эталонов формы Выделение формы по словесной инструкции: «Покажи круг» Группировка предметов по форме Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Предметы круглой, квадратной, треугольной формы Группировать, круг, квадрат, треугольник
1
Формирование у детей сенсорных эталонов формы Самостоятельное соотнесение геометрической фигуры и её контурного изображения. Действия по инструкции: «Найди такой же треугольник и закрой его» Набор из 10 треугольников (кругов, квадратов) одинакового цвета, но разного размера; карточка с контурным изображением соответствующих треугольников Контур изображения
1
Формирование у детей сенсорных эталонов формы. Развитие зрительного восприятия. Восприятие изображений, составленных из геометрических фигур. Называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок Набор изображений, составленных из геометрических фигур с увеличением степени сложности Изображение
16 – 19. Величина. 2 Формирование у детей сенсорных эталонов размера. Обучение умению выделять отдельные параметры величины в предметах окружающего мира Раскладывание однородных предметов разной величины на 2 группы. Выделение и называние разных категорий величины по словесной инструкции Пары предметных изображений или натуральных объектов. В каждой паре один объект отличается от другого одним из параметров величины (длина, высота, ширина, толщина) Величина Длина, ширина, толщина, высота
1
Исследование и развитие восприятия размера Самостоятельное раскладывание предметов от большего к меньшему и наоборот Набор из 10 матрёшек разного размера Больший, меньший
1
Развитие умения находить заданную фигуру из множества (по признаку: размера, величины) Сравнение фигур (изображений) по разным параметрам величины.1.Зрительный поиск фигур: по образцу, по памяти, по словесному описанию. 2.Подбор одежды нужного размера для картонных кукол разной величины Набор карточек: -с изображением фигур одного цвета разной величины. Карточки с изображением одной фигуры – образцы. Набор картонных кукол разной величины и одежда к ним. Размер, величина
20. Закрепление и активизация имеющихся представлений в практической деятельности 1
Развитие зрительного восприятия, координации рук, развитие воображения при составлении орнамента Составление геометрических фигур из частей по расчленённому образцу. Составление изображений и орнаментов из геометрических фигур Наборы геометрических фигур, разрезанных на 4 и более частей. Набор геометрических фигур, образцы картинок Орнамент
21-23. Цвет 1
Формирование у детей сенсорных эталонов цвета Усвоение названий сенсорных эталонов цвета.1.«Какого Цвета?» 2. «Подбери чашки к блюдцам» 1.Цветные карточки и картинки с изображением контуров предмеов. 2.Чайные чашки и блюдца разного цвета Названия основных цветов.
1
Закрепление умения выделять постоянные цвета предметов Раскладывание однородных предметов разного цвета на 3-4 группы Карточки основных цветов, контурные изображения предметов Названия основных цветов
1
Развитие умения выделять предмет заданного цвета из множества предметов разных цветов Нахождение в окружающей среде предметов заданного цвета: по образцу, по словесной инструкции Выбор и группировка предметов по цветовому признаку: «Что бывает такого цвета?» «Соедини предметы одинакового цвета» Предметы разного цвета, цветные карточки. Карточки с изображением предметов разного цвета Названия основных цветов
24-26. Тактильно-двигательное восприятие 1 Развитие тактильно-двигательного восприятия Узнавание знакомого предмета на ощупь. Ощупывание путём передвижения ладони и пальцев по предмету. Определение фактуры предмета: шершавый, гладкий. Шершавые и гладкие таблички. «Волшебный мешочек» с ГФ разной фактуры Шершавый, гладкий
1
Развитие тактильно-двигательного восприятия Определение по инструкции холодной, тёплой, горячей воды. Различение температуры предмета на ощупь; использование слов «тёплый», «холодный», «горячий». Определение температуры предмета по картинке. Предметы, имеющие разную температуру. Изображения предметов, имеющих различную температуру (снег, огонь, сосулька и т.д.) Тёплый, холодный, горячий
1
Развитие тактильно-двигательного восприятия. Сравнение предметов, имеющих разную массу. Использование слов «тяжелее», «легче», «такой же массы». Предметы, имеющие различную массу Тяжелее, легче, такой же массы
27-28. Сслуховое восприятие. 1
Развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости Работа с шумовыми коробочками Шумовые коробочки Громко, тихо
1
Развитие дифференцированного и осмысленного слухового восприятия Определение происхождения звуков. Игры: «Кто что слышит?», «Что я делаю?» Аудиозапись с различными шумами Громко, тихо
29.Вкусовые ощущения. 1
Развитие вкусовых ощущений Ознакомление с основными видами вкусов. Оживление в памяти вкусов разных продуктов Картинки с изображением различных продуктов, овощей, фруктов Кислый, сладкий, солёный, пресный
30-31. Пространственная ориентация 2 Формирование навыков ориентировки в схеме собственного тела. Формирование ориентировки в окружающем пространстве Игра: «Весёлые человечки» «Найди спрятанный предмет» Картинки с изображением весёлых человечков в разных позах Слева, справа, далеко, близко, рядом, вверху, внизу
32-33. Временные представления 2
Формирование у детей представления о сутках и временной последовательности событий. Формирование представлений о порядке следования дней недели. «В какое время суток это бывает?» «Неделька» Сюжетные картинки с изображением постоянных видов деятельности детей и взрослых в разное время суток Сутки, утро, день, вечер, ночь. Вчера, сегодня, завтра.
34-35 Диагностические занятия 3
       
 
Библиографический список:

1. Антропов Ю.А., Гринцов М.И. Некоторые особенности динамики компенсации психических и сенсорных функций при лёгких формах умственной отсталости в пубертатном периоде.// Дефектология. – 1983. – №1 – С. 8-10.
2. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: Аграф, 1997. – 128 с.
3. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. - М., 1969.
4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под Л.А.Венгера. - М., Просвещение, 1988, - С. 4 – 5, 12.
5. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., 1960.
6. Карагьозов И.Д. Особенности сенсомоторных реакций учащихся  I-III классов вспомогательной школы.// Дефектология. – 1985. - №6 – С. 33-37.
7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. – М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. – 191 с.
8. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208с.
9. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. – 120с.
10. Петухова Е.Н. Формирование пространственного ориентирования дошкольников с нарушением интеллекта.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №5 – С. 3-15.
11. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. -  М.: 1983г.

 
 
Архив номеров
Каталог статей
Поиск по сайту
Полезные ссылки
Наши авторы
 
  Я», 2009 - 2012
77-37845 23 2009 ., ISSN 2221-1160
- Skotnikov@kspu.ru