iphone monitoring app spy gps phone tracker app click the following article link tips on catching a cheating spouse
 
    
Главная
Текущий номер
Наши новости
Конференции
Юбилеи и даты
Гостевая книга
Фотогалерея
Сайт КГПУ им. В.П.Астафьева
Программы обучения
Как часто вы посещаете наш сайт?

 
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ
 
УДК 376.3
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ  В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

О. Л. Беляева, Л.В. Беленькая


С целью полной интеграции  выпускников с нарушенным слухом и обеспечения им доступной среды жизнедеятельности  в мире слышащих во многих городах страны все чаще используется интегрированная форма обучения. При этом интеграция не рассматривается как самоцель, а является средством формирования коммуникативной компетентности школьников, как одной из базовых платформ в обучении.
 
Кроме того, несмотря на дискуссии, интегрированное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья  рассматривается ведущими отечественными учеными как одно из средств их социализации в дошкольный и школьный период. Своевременная социализация в свою очередь становится залогом успешной будущей самостоятельной  жизни  (Э. И. Леонгард,  Н. Н. Малофеев, Т. В. Пелымская, Е. Г. Речицкая,  Н. Д. Шматко и др.). Еще в прошлом столетии С. А. Зыков подчеркивал необходимость расширения контактов детей с нарушениями слуха со слышащими сверстниками, обращал внимание педагогов на то, что развитие коммуникативных умений учащихся должно происходить в естественных и специально создаваемых  условиях. Актуальность расширения круга общения детей со слухоречевой депривацией  возрастает и в наше время: всё большее количество семей выбирают для своего ребенка  интегрированное обучение в массовых образовательных учреждениях.
 
В городе Красноярске также с 1999 года практикуется совместное обучение школьников с нарушенным и сохранным слухом в общеобразовательной школе № 17, директором которой является И. И. Куншина. Под научным руководством  доктора психологических наук, профессора и заведующей кафедрой коррекционной педагогики института специальной педагогики Л. П. Уфимцевой здесь разрабатываются и внедряются разные технологии психолого-педагогического сопровождения слабослышащих учащихся в рамках временной и комбинированной интеграции.
 
В течение всех лет обучения слабослышащих учеников в общеобразовательной школе педагогическим коллективом регулярно организуются совместные со слышащими сверстниками мероприятия, кружковая и студийная деятельность и т.д. Таким образом,  к началу обучения на III школьной ступени, обучающиеся с нарушениями слуховой функции уже имеют определенный уровень сформированности коммуникативной компетентности, который позволяет им осознанно приступить к предпрофильной подготовке [1]. Реализуя дополнительную образовательную  программу по предпрофильной подготовке «Формы вокруг нас» для обучающихся 9-10 классов с нарушенным слухом, которые в течение всех школьных лет обучались в специальном (коррекционном) классе по программе II вида  (для слабослышащих и позднооглохших детей), сохраняется общая цель осуществления интегрированного обучения в общеобразовательной школе – формирование коммуникативной компетентности.
 
Высокий уровень коммуникативной компетентности поможет обучающимся с нарушенным слухом в будущем, по нашему мнению, овладеть прикладными профессиями, быть конкурентоспособными работниками.
 
Задачи программы:
•    развитие творческих способностей обучающихся на основе расширения знаний  инженерной графики и основ дизайна, получаемых в основной школе;
•    формирование умений практического применения общетехнических знаний;
•    развитие универсальных компетентностей (в том числе коммуникативной), конструкторских способностей;
•    приобщение к графической культуре, к освоению графических способов передачи информации;
•    способствовать формированию эстетического, художественного вкусов, элементов общей культуры.
 
Концептуальные положения и принципы программы:
Изучение тем «Форма и формообразование» и «Введение в графический дизайн», которые не обозначены в программе по черчению [6].
Реализация межпредметных связей с геометрией, изобразительным искусством, дизайном, технологией.
 
Связь с трудовым обучением выражается в применении таких  общих приемов работы как чтение чертежей, выполнение эскизов, использование измерительных инструментов и др. В процессе обучения предполагается использование опыта учащихся, приобретенного на занятиях по изобразительной деятельности. Связь с математикой проявляется в знании школьниками таких понятий, как точка, линия, луч, угол, плоскость, перпендикуляр, параллельность линий, геометрические фигуры и тела, подобие и др. [4, 5].
 
Для достижения цели и задач курса предусмотрены эффективные методы и приемы обучения, в том числе:
•    элементы ИКТ;
•    компетентностно-ориентированные задания;
•    приемы технологии развития критического мышления и др.
 
Сроки реализации программы – год (34 часа, 1 час в неделю).
 
Образовательные результаты:
по окончанию курса обучающиеся должны знать:
- понятия «форма», «метод подобий», «графический дизайн» и др.;
- основы графического дизайна;
- основы моделирования и конструирования;
- этапы проектной деятельности.
 
Уметь:
- различать плоские и объемные формы, их свойства и основные характеристики;
- выполнять эскизы и технические рисунки в зависимости от задач и назначения;
- решать творческие задачи;
- выполнять композицию объекта или изображения, используя вариативность;
- подбирать цветовую гамму;
- применять полученные знания при выполнении творческих проектов;
- конструировать объект, видоизменять и усовершенствовать его по заданному условию.
 
Владеть навыками:
- защиты собственного представления о выполнении творческих проектов и задач;
- группового обсуждения проектирования;
- устного и письменного представления общего результата выполнения творческих задач и проектов.
 
Видеть:
- ошибки проектирования,  пути их устранения;
- собственные перспективы для дальнейшего профессионального образования.
 
Для оценки достигнутых результатов школьникам предлагаются творческие задания на моделирование форм как образов и на выполнение эскиза продукта графического дизайна. Для контроля и оценки результатов обучения используется метод наблюдения за работой школьников, творческие проекты оцениваются по критериям.
 
Критерии по работе «Моделирование»:
- меню геометрических образов (количество и разнообразие);
- оригинальность образа;
- рейтинг прикладной и коммуникативной активности обучающихся (определяется самими учениками).
 
Критерии по работе «Логотип»:
- соответствие продукта заданию;
- соответствие изображения главной идее;
- соответствие логотипа основным принципам выполнения продукта графического дизайна.
 
В процессе реализации образовательной программы «Мир вокруг нас» необходимо соблюдать специальные принципы:
•    Принцип коррекционно-компенсирующей и коммуникативной направленности обучения;
•    деятельностный принцип;
•    принцип усвоения основ наук в единстве с усвоением родного языка;
•    принцип развития слухового восприятия [2, 3].
 
В связи с этим важным условием усвоения материала по дополнительной образовательной программе «Формы вокруг нас» учениками с нарушенным слухом является расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, отработка произносительных навыков, навыков слухозрительного и слухового восприятия [1]. Важным источником иллюстративного материала, эффективной технологией погружения слабослышащих обучающихся в тему является использование ИКТ. Для данного курса разработаны авторские презентации с заданиями (используются в ходе показа образцов). Например, предусмотрена игра «Танграм», в которую ребята играют на уроке и дома, а затем выполняют изображение найденных образов в тетради при помощи аппликации.
 
Коммуникативный и творческий потенциал личности учеников с нарушенным слухом развивается посредством их включения в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач, навыков коммуникации с одноклассниками и педагогом. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих обсуждения и применения знаний в новых ситуациях. Для реализации этих задач создан пакет заданий по каждой теме (см. Приложение 1).
 
Итоговой работой является создание логотипа для мероприятия школы. Школьники  создают его, учитывая свои интересы. Заключительный урок посвящается презентации проектов и их обсуждению. Для этого используется листок оценивания, где обучающиеся оценивают работы других по критериям:
- соответствует ли логотип заявленному мероприятию;
- передает ли изображение главную идею;
- учтены ли главные принципы выполнения логотипа и др.
 
Каждый ученик фиксирует результаты своего обучения в лист индивидуальных достижений.
 
Практическая реализация данной образовательной программы доказала эффективность её использования в работе по формированию коммуникативной компетентности в рамках предпрофильной подготовки школьников с нарушенным слухом: пятеро из семи слабослышащих выпускников среднего звена в сентябре 2011 года стали учащимися профессионального училища №20 г. Красноярска по специальности «Ювелир»; они обучаются в одной группе  со слышащими сверстниками.


Список литературы:

1.    Беляева, О. Л. Результативность интегрированного обучения слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе / О. Л. Беляева // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. –  Красноярск. – 2008. – №1. – 124 с. С. 57 – 63. 
2.    Беляева, О. Л. Реализация специальных дидактических условий в учебном процессе общеобразовательной школы при обучении детей с нарушенным слухом / О. Л. Беляева // Мат. международной научн.-практ. конф. «Проблемы и перспективы интегрированного, инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья». – Красноярск: государственный торгово-экономический институт, КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2010. – 315 с. С. 221 – 225.
3.    Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. – Екатеринбург, 2010. – 304 с.
4.    Павлова, А. А., Жуков, С. В. Черчение для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. - М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. -  2003.
5.    Павлова, А. А., Жуков, С. В. Методика обучения черчению и графике: Учеб.-метод. пособие для учителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. -  2004.
6.    Титов, С. В. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях. – Волгоград: Учитель. - 2007.
 
 
Архив номеров
Каталог статей
Поиск по сайту
Полезные ссылки
Наши авторы
Сейчас на сайте находятся:
2 гостей
 
  Я», 2009 - 2012
77-37845 23 2009 ., ISSN 2221-1160
- Skotnikov@kspu.ru